Приехала Купаленка
На семидесяти тележках.
Привезла нам Купаленка
Добра и здоровья,
Богатства и почестей.
Праздник Аграфена Купальница — этоканун праздника Купалы.
Отмечают Агрофену Купальницу 23 июня по старому стилю или 6 июля (Липеня) по-новому.
Этот день имеет много других названий. Как правило, в каждом регионе — свой:
Купало, Купальница, Ивановские ночи, Кунун Иванова дня, Липеньские купальщицы, Лютые коренья, Сбор лечебных трав, Обетная каша.
В Беларуси — Купалье, Скакунов вечер, Ведьмин день, Аграфена.
Самое главное значение дня Агрофены Купальницы — это подготовка к празднику Ивана Купалы. Он начинался вечером этого дня и длился всю ночь. Днем среди деревни ставили столы, приносили постные яства. Хозяйки готовили обетную кашу из толченого ячменя. В складчину всей деревней покупали ячмень, толкли его и варили в общем котле — получалась постная ячменная каша. Такой кашей угощали нищих и странников. Кроме каши на Аграфену ритуальным блюдом были вареные яйца. Крестьянки варили все яйца, какие только могли найти в доме. Считалось, что после этого куры станут лучше нестись.
В народе про Аграфену говорят, что она сестра Ивана Купалы, и потому в этот день все обрядовые действия являются своеобразной прелюдией к обрядам следующего за ним дня Ивана Купалы
Славянские народы издавна ассоциировали этот день с началом купального сезона. А сам праздник отражал в себе все, что было связано с водой, купанием. Это красивый и весёлый праздник в любой местности, где бы его не праздновали, сопровождающийся песнями, плясками, обливаниями водой.
В этот день дозволялось и даже приветствовалось обливание водой всех от мала до велика. В наши дни никого обливаниями не удивишь, а вот нашим дедушкам такая традиция была особо по душе по понятным причинам. Раз в году доводилось увидеть молодую девичью фигуру в мокрой, облегающей одежде — почти нагишом. После обливаний предстояло веселое купание, отмывание пыли и грязи в реке. А уж вечером , по традиции — баня. Считалось, что в этот день вода получает от солнца живительную силу, полезную для людей.
Баня в Канун Иванова дня тоже имела не обычное значение. На Купало приносили в баню веники из целебных трав: полыни, ромашки, иван-да-марья, мяты, богородицкой травы с целью смыть все докучающие болезни.
Русские вечером этого дня умывались вечерней росой, чтобы быть здоровыми.
На праздник Агрофены Купальницы в некоторых губерниях (например в Вологодской) готовилась обетная каша для нищих.
В день Агрофены в предместьях города Кириллова выполняли такой обычай: взрослые девушки и подростки одевали свои лучшие одежды и ходили из дома в дом с просьбой: «Умойте», что означало — подарите что-либо из девичьих украшений.
Как говорят предания, на Ивана Травника в некоторых селениях в глухую ночь бабы и мужики, сняв с себя рубахи, всю ночь до зари искали клады или рыли заветные коренья.
В день Купалицы, по обычаю, заготавливались лечебные травы и банные веники не только для банных процедур на Агрофену, но на целый год. Это было, своего рода, ритуальное действо. В каждый веник вплеталась веточка какого-либо дерева, куста или травы: рябины, калины, берёзы, ольхи, черемухи, полыни.
Такие веники имели каждый свое назначение: для лечения от различных недугов людей, скотины, для гаданий, для «вымывания» нечистой силы.
Если на Аграфену купальницу, например, сделать банный веник из веток, собранных с семи берез, и дать им попариться молодоженам, то супруги никогда не разлюбят друг друга. Чтобы сделать такой веник, найдите семь берез, склонившихся над рекой.
Когда будете связывать веник, прочитайте такой заговор:
«Как ты, береза, к реке гнулась,
Так бы и рабы Божьи (имена супругов)
Друг к другу тулились
И тянулись.
Во имя Отца и Сына
И Святого Духа.
Ныне и присно
И во веки веков.
Аминь».
А еще в старину верили, что до Аграфены Купальницы на растениях обитали души предков, которые находились на земле в периоде между Пасхой и Троицей.
В ночь на Ивана Купалу в древности существовал обычай «выкатывать рожь» — кататься по ржи, мять рожь.
«И верили, и видели, будто на телегах, выстланных скошенной травой, украшенных букетами цветов, едет она, обмытая росами, рассветом-зоряницей привечаемая, лелеемая ветерком светлокрылым, из семи братьев Ветровичей младшим братом. Едет красавица Аграфена с Иваном Купалой повидаться.»
Христиане в этот день чтят память раннехристианской мученицы Агрипины Римской
Агрипина Римская |
Агриппина Римская ( Agrippina; † 257 или 262) — раннехристианская святая
По преданию Агриппина родилась и жила в Риме. С детских лет её воспитывали в христианской вере. Агрипина добровольно пошла на мучения, но от христианской веры не отказалась. Как пишет Дмитрий Ростовский:
«Тело её было избито палками так сильно, что были перебиты кости, после чего её обнажили и заключили в оковы. Но ангел Господень невидимою рукою разрешил от уз и подкрепил её…
Память святой мученицы Агрипины»
|
Агриппина была казнена (усечена мечом) во времена правления императора Валериана.
Тело Агриппины было погребено в Риме. Позже, где-то в начале IV века святые Васса, Павла и Агафоника перенеслимощи мученицы в сицилийский город Минео. Вскоре они стали почитаться источником чудотворений, а сама Агрипина — покровительницей города.
В начале XI века мощи святой Агриппины перенесли в Константинополь.
Приметы и поговорки на Агрофену Купальницу
- Весна от Благовещения до Купальницы.
- На Аграфену гречиха мала — овсу пороет.
- Репу досевай.
- Репу сей на Аграфену — хороша репа будет.
- Вечерняя каша на Агрофену силу и здоровье даст на весь год
- На Аграфену и старики закупываются.
- Мойся белее, будешь милее.
- Пар костей не ломит, души вон не гонит.
- Утресь меня зеленушка упóлзал, уёрзал и спать уклáл (о банном венике).
- Купаленька — ночь маленька. Сегодня — Купало, завтра — Иван.
- Мимо девки, да мимо репки так не пройдёшь.
- «Віночок вити — життя любити» (укр.).